6 февраля 2012 года - в 15 День 1 Луны - Прадник Фонарей.

Новогодние торжества продолжаются с первого дня первой Луны года до Полнолуния, на которое приходится "Праздник Фонарей". В ночь праздника множество масляных светильников всевозможных форм и расцветок развешиваются у каждого дома, каждой лавки, каждого храма. С играющими птицами и рыбами, цветами и кувыркающимися драконами, с качающимися мостами и скачущими лошадьми, в виде расписных лодок и танцующих львов – они наполняют мерцающим светом дома и улицы, создают поистине феерическую атмосферу. 

В Пекине особенно популярен Бао Лань, фонарь Драгоценного Лотоса, в Шанхае - Танец Золотого Дракона, Жемчужный фонарь, фонарь с играющими утками-мандаринками, на северо-востоке - ледяные фонари. Всю ночь напролет звучит музыка и смех, нарядно одетые дети бегают с зажженными фонариками. Взрослые не уступают им в веселье - поют, танцуют, поднимаются на башни со светильниками в руках.

Ночь восточного ветра
распустила цветы на тысячах деревьях,
и ветер срывает эти цветы.
Звезды как дождь,
драгоценные лошади с резными повозками.
Ароматом наполняют улицы,
фениксовые флейты звучат, трогая душу,
нефритовые чайники разбрасывают свет.
Всю ночь танцуют,
драконы и рыбы,
и мотыльки, и снеговые ивы,
и золотые терема.
Смех и слова наполняют тьму,
плывут ароматы
и повсюду горят цветные фонари.

С проникновением буддизма на территорию Китая пятнадцатый день первой луны стал Праздником зажигания света учения Будды. Ханьский император Мин Ди повелел повсеместно отмечать этот день, собственноручно зажигал фонарь в буддийском монастыре.

Праздник Фонарей приходится на пятнадцатый день первого месяца нового года, когда ночное светило достигает своей сияющей полноты. Согласно преданию, если смотреть в воду в ночь на Юань Сяо, лицо станет белым и красивым. Поэтому девушки склоняются над колодцами, "стремясь красотой уподобиться Луне".

На Праздник Фонарей едят круглые рисовые шарики со сладкой начинкой. В наши дни это лакомство повсеместно распространено в Китае. А появилось оно во времена династии Сун. Эти тань юань, кругляшки в бульоне, плавают в чашке, символизируя полную Луну. Ван Бин так поэтизировал их: "В круглой чашке круглые сладости, полная Луна, съедаю их вместе с другими за круглым столом".

 

История Праздника. 

При дворе императора У Ди служил советник Дун Фан Шо, известный своим красноречием, оригинальными идеями и стратегическим мышлением. Однажды во время новогодних торжеств, гуляя в императорском саду, он услышал чей-то тихий плач. Оказалось, что фрейлина по имени Юань Сяо вот уже год как не видела родных, отчего и печалится. Дун Фан Шо проникся сочувствием к хорошенькой фрейлине и обещал помочь.

Вскоре у него уже был готов довольно смелый план. Он отправился к родным девушки и попросил их в пятнадцатый день прибыть в столицу. Затем он вернулся в Чан Ань, где на улице Чан Ань Цзе, нарядившись гадателем, рассказывал проходящим мимо старинное предание о том, что в тринадцатый день первой луны бог огня обращается в девушку, одетую в красный халат, которая на рыжем осле приедет в город через северные ворота. Люди поверили и забеспокоились. И вот, в назначенный день, у въезда в город действительно появилась девушка в красном на рыжем осле. Она сказала: "Я привезла приказ от небесного владыки сжечь город Чан Ань. Но я вижу, что все старики вышли просить о милости, из уважения к ним я передам вашу просьбу на небо. Взамен оставляю вам письмо для императора У Ди от Небесного Владыки".


Оставив свиток красной бумаги, она уехала. В послании говорилось, что в пятнадцатый день огонь сожжет покои императора. Явление это было не чем иным, как мастерской актерской игрой, подстроенной Дун Фан Шо. Поэтому когда обеспокоенный император призвал советника, тот сказал: “Пусть вечером полнолуния на всех больших улицах и маленьких переулках, в каждом доме зажгут фонари. Все горожане и подданные из окрестных селений пусть приходят в город. Сын неба и сановники его, жены, наложницы, дворцовые дамы пусть тоже зажгут фонари и взрывают хлопушки, огонь и дым поднимутся в небо: бог огня примет это в качестве подношения, и народ избавится от катастрофы". В пятнадцатый день в Чан Ане повсюду зажглись фонари и наполнили своим светом небо. А Юань Сяо увидела наконец своих родных, которые тоже пришли в столицу, и веселилась вместе со всеми всю ночь.