У Такуана было много последователей от Иэмицу, третьего сегуна сёгуната Токугава, до простых крестьян. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу...
|
Однажды некто пришёл к Соломону в тот миг, когда царь развлекал себя сложением стихов, и сказал:
— Царь, весть о мудрости твоей достигла великого града Вавилона, и я дерзнул отправиться в путь и просить твоего совета. Моя беда в том, что я утратил сон и покой, а сердце моё навеки разбито.
Взглянул пытливо царь в глаза юному чужеземцу и спросил:
— Чем ты живёшь?..
|
Случилось так, что у Эпикура был сад, совсем рядом с Афинами. Он тоже был одним из редчайших людей, совсем как Чжуан-цзы. Он не веровал в Бога, он не веровал ни во что, так как верование — чепуха. Веруют только глупые люди. У человека понимание есть вера, а не верование. Вера — это совсем другое. Вера означает верить жизни, верить ей настолько абсолютно, что вы готовы идти с ней, куда угодно.
… У него был маленький садик, и он жил там со своими учениками. Люди думали, что он — атеист, аморальный человек. Он не веровал в бога, он не веровал в писания, он не веровал ни в один храм, он был атеистом. Но он жил настолько величественно! Его жизнь была превосходной, великолепной, хотя у него ничего и не было, хотя они и были очень бедны.
О них услышал царь и захотел посмотреть, как они живут и как они могут быть счастливы без верований...
|
Жил-был царь, и мучили его всю жизнь три вопроса: какая самая главная пора, кто самый главный человек, какое самое главное дело?
Думал царь: «Знай я ответ на три эти вопроса — весь мир покорю, всё, что ни пожелается, свершу, и станет народ за великого мудреца меня почитать».
Несметное множество людей прошло перед царём, целый сонм учёных мужей, но никто на вопросы эти так и не ответил. Дошли раз до царя слухи, что живёт в отдалении отшельник некий и славен он мудростью. Велел царь оседлать ему коня и поскакал сам отшельника разыскивать...
|
Каждый велик на своём месте. |
Некий царь имел обычай спрашивать всех саньясинов, приходивших в его страну: «Кто выше: тот ли, кто, отрёкшись от мира, становится саньясином, или тот, кто живёт в мире и исполняет обязанности мирского человека?» Многие мудрецы пытались разрешить эту задачу. Некоторые утверждали, что саньясин выше, тогда царь требовал, чтобы они доказали это. И когда они не могли этого сделать, он приказывал им жениться и жить в миру. Затем приходили другие и говорили: «Семьянин, исполняющий свои обязанности, выше». И от них тоже царь требовал доказательств. И когда они не могли дать их, он также заставлял их жить жизнью домохозяев.
Наконец пришёл один саньясин, и царь задал ему тот же вопрос. Саньясин отвечал:
— О царь, каждый велик на своём месте.
— Докажи мне это, — сказал царь.
— Я докажу, — сказал саньясин, — но ты должен прежде пойти со мной и жить несколько дней так же, как я, чтобы я мог доказать тебе то, что говорю.
Царь согласился, последовал за саньясином, вышел с ним из своей страны и, пройдя много других стран, дошёл до одного большого царства. В столице, куда они пришли, происходила торжественная церемония...
|
Личность — это сам цвет бытия. Выше неё ничего нет. Однако никакая культура, никакое общество и никакая цивилизация не согласится принять эту простую истину.
Профессора заставили.
— Я не способен воевать, — протестовал он...
|
|
|